Масонство (франкмасонство, фр. Franc-maçonnerie, англ. Freemasonry) — нравственно-этическое движение, возникшее в XVIII веке в виде тайной международной организации с ритуалами и символикой, иллюстрирующими принципы и идеалы масонства. Название масон или франкмасон происходит от фр. franc-maçon (в старофранцузском masson, англ. freemason), употребляется также буквальный перевод этого названия — вольный каменщик.
На весах истории
О масонстве как об узком засекреченном сообществе, о его происхождении и сущности создано множество легенд, интерпретаций, произнесено немало горячих проповедей — от восторженных до гневно-обличительных. Ученые уже почти все знают о язычниках, христианах, различных сектах и прочих религиозных или общественных течениях — дискуссии касаются разве что исторических деталей. Зато о влиятельнейшем движении, которое охватило в свое время половину Западной Европы и о котором создана обширнейшая литература, доступная каждому заинтересованному человеку, споры никак не утихнут.
Так в чем же феномен огромного интереса к масонским ложам в наш прагматический век, который большинство своих постулатов строит на логике и разумной целесообразности? И действительно ли масоны — люди особенные, знавшие и до сих пор знающие нечто такое, что недоступно современному сознанию?
Прежде чем попытаться ответить на этот вопрос, важно хотя бы кратко очертить путь этого неординарного движения и приблизительно наметить «точку отсчета». Начать, видимо, надо с того, как представляется масонство в различных версиях.
Известный исследователь лож, ученый и религиозный толкователь масонства Фостер Бейли выделяет несколько линий возникновения и понимания тайного общества. Вот некоторые из них:
это движение зародилось относительно недавно, хотя и опирается на какие-то древние системы;
история масонства уходит в такую глубину веков, которая сегодня практически неразличима;
масонство является воплощением принципов и законов, которые не должны управлять любыми организациями, братствами и социальным взаимодействием человеческих существ;
это религиозное образование, имеющее исключительно духовные цели;
масонство является пережитком древних гильдий и коллегий, которые процветали в Средневековье;
это чисто еврейское образование, чуждое западному уму;
тайный орден, который благодаря великолепной организации обладает неограниченной властью; при необходимости его можно использовать для политических, социальных, религиозных переворотов или для эффективной пропаганды (контрпропаганды);
мистика завораживающих ритуалов и обрядов, способных чудесным образом дать могущество офицерам ложи, и т. д. Неудивительно, что при таком широчайшем спектре определений масонство вызывает самые противоречивые оценки. О чем же говорят исторические факты, по крайней мере, какова их внешняя канва?
В разные времена появлению Движения вольных каменщиков способствовали такие факторы: патриархальная религия; древние мистерии; возведение храма царя Соломона; крестоносцы; рыцари тамплиеры; обычные каменщики Средневековья; розенкрейцеры XVIII века; Оливер Кромвель; сэр Кристофер Рен, по чьей инициативе был сооружен собор Св. Павла, и т. д. Каждая из этих теорий горячо отстаивается их сторонниками с привлечением самых разных, в том числе и сомнительных, документов.
Тем не менее можно принять за базовую версию, согласно которой современное масонство — остатки давней религии, разработанной и, возможно, подаренной человечеству во времена существования тех ранних цивилизаций, о которых известно современной науке. Об этом свидетельствуют хотя бы такие символы, как пирамиды в Египте и Южной Америке, камни Стоунхенджа, исполины острова Пасхи, а также память о древних таинствах, сохранившаяся на многих континентах.
Мистерии кабиров, Самофракии, Митры, Элевсина, христианства — все они части той древней нити, чье происхождение уходит в первобытные верования. Это значит, что масонство может быть таким же древним, как и само человечество.
По предположению некоторых ученых, на заре обозримой истории могли существовать две развитые цивилизации — лемурийская и атлантическая. Лемурии был преподнесен дар, выражавшийся в жажде поиска. В атлантической расе люди научились преодолевать свои инстинкты, овладели науками, искусством, поднявшись на более высокую ступень развития. По градусу (степени) масонства эти две цивилизации представляют ученичество и товарищество (подмастерья).
Ныне люди арийской расы, «миновав дворец учения и взобравшись по крутой стезе знания», достигли просветления и готовы к дальнейшему постижению истины. У них есть все возможности получить высший градус мастера-каменщика и слово мастера, которое, как никогда ранее, стало вполне достижимым. Таким образом, вся расовая история запечатлена в работе трех градусов Голубой ложи, сюжет которой разворачивается в прошлом, настоящем и будущем. Такова эзотерическая сторона масонства.
После долгих дискуссий ученые выделили три наиболее распространенные легенды возникновения масонства. Согласно первому преданию, начало масонского движения восходит к временам царя Соломона, который вручил архитектору Хираму управление и руководство сооружением храма в Иерусалиме. Мудрый зодчий разделил рабочих на три класса, а для того, чтобы они могли узнавать друг друга, были установлены слова, знаки и прикосновения. Отсюда идут определения степеней масонства и особого символического языка братьев.
По другой легенде, масонство является наследием ученых жрецов Халдеи, Индии и Египта, которые распространяли таким образом свои нравственные учения, воззрения и на них воспитывали своих учеников и приверженцев. Третья легенда указывает, что масонство происходит от ордена тамплиеров (храмовников), созданного в 1118 году рыцарем Гуго де Пайеном в Иерусалиме на месте храма Соломона.
Как это часто бывает, мифологическая основа определяет лишь истоки возникновения великого учения. Далее наступает пора его практической реализации. В своем классическом виде масонство относится уже к более позднему времени (XIII в.). Его основу заложили группы каменщиков-строителей, разбросанные по всем Британским островам. Так появилось название ложа, т. е. помещение, где каменщики устраивали свои собрания. Таких лож в соответствии с категориями ремесленников было три: ученики, отбывающие свой срок выучки; подмастерья (товарищи), полноправные члены строительной корпорации; мастера-строители, направлявшие работу в ложах.
Тогда же были изложены обязанности всех членов корпорации. Клятва повиновения этим правилам и клятва хранить в тайне ее секреты перешли от каменщиков-строителей к современным масонам. Члены корпорации каменщиков-строителей имели право рассчитывать на гостеприимство и помощь всех ее лож, разбросанных по стране. Вступление в члены организации, прохождение ученического стажа и получение степени мастера с некоторыми изменениями и дополнениями тоже перешло к масонам.
В дальнейшем в корпорации каменщиков-строителей стали вступать люди, не имеющие отношения к строительству. Именно тогда, по утверждению английских писателей, «в масонство строительное проникло так называемое масонство спекулятивное», и уже в конце XVI — начале XVII столетия английские ложи состояли всецело из людей, не имевших ничего общего со строительным искусством.
Преобразованию организации содействовали также члены тайных обществ, которые через масонство пропагандировали свои идеи. Главная из них — борьба с предрассудками и завоевание политических и религиозных свобод.
Масоны были воодушевлены тем духом, который точно выражался словами свобода, терпимость и братство. Для них не существовало различий ни по рангам, ни по верованиям. По существу это были первые настоящие космополиты, боровшиеся со своими вечными врагами — деспотизмом и духовенством.
Английская революция 1648 года открыла новые возможности для деятельности реформаторов. В 1662 году в Лондоне создается знаменитое Королевское общество естественных наук, позже по образцу лондонского возникает Берлинское общество наук. Многие известные личности были до этого участниками разных тайных обществ или же соприкасались с умственным брожением, которое преобладало в просвещенной среде. Те задачи, которые преследовали старые общества, по наследству перешли к новым академиям, изменились только формы движения — сущность и содержание остались неизменными.
24 июля 1717 года явилось новой точкой отсчета в истории масонства. В день св. Иоанна Крестителя произошло объединение всех масонских кружков в Великую ложу Англии с избранием Великого мастера. С тех пор эта дата считается днем рождения современного масонства с его покровителем Иоанном Крестителем.
Поскольку масонство обрело определенный статус, возникла необходимость в новом уставе организации. Основой послужила книга конституций 1723 года, опубликованная Дж. Андерсеном. В ней излагались условия вступления в ложу, права и обязанности вольных каменщиков, правила поведения в ложе и за ее пределами, взаимоотношения между руководителями и подчиненными.
Первый масонский устав провозглашал лояльность к властям, веротерпимость, религиозность, он отделил избранных братьев от остальных людей, названных профанами. Братья занимались созерцательной деятельностью, проводя ее в беседах и спорах, но свое главное предназначение видели в благотворительности.
После организации Великой ложи в Англии масонство очень скоро распространилось по всей Европе. Тысячи иностранцев посещали Лондон, знакомясь с тем, что представляет собой движение, а по возвращении на родину создавали собственные масонские организации по английскому образцу.
В 1724 году в подчинении Великой ложи Англии находились 52 ложи. В 1725 году возникает ложа в Париже, в 1728 — в Мадриде, в 1729 — в Гибралтаре, в 1733 — в Гамбурге, в 1735 — в Гааге и Стокгольме, в 1738 году создается польская ложа.
Появились и новшества в виде некоторых усложнений первоначального ритуала. В моду вошли парадные костюмы, пышные церемонии, театральные процессии. Но главное достижение этого периода — унификация учения. И по идейной направленности, и по целям оно должно быть одинаковым, где бы ни исповедовалось. В установлениях организации записано: «…масонство не принадлежит ни к какой стране, его нельзя назвать ни французским, ни шотландским, ни американским. Оно не может быть ни шведским в Стокгольме, ни прусским в Берлине, ни турецким в Константинополе, потому только, что оно там существует. Оно одно и всемирно. Оно имеет многие центры своей деятельности, но в то же время имеет один центр единства». А вот что касается форм и организационного строения, то здесь допускались определенные вольности с учетом национальных, культурных и религиозных особенностей.
Комментарии
Отправить комментарий